Целевое назначение земельных участков виды и особенности эксплуатации

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Целевое назначение земельных участков виды и особенности эксплуатации". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Как происходит изменение целевого назначения земельного участка и какие виды использования бывают?

Все участки земли классифицируются на категории, которые подразделяются на несколько видов. Каждую территорию разрешено использовать только по функциональному предназначению. Самостоятельное изменение категории земли является административным правонарушением.

Особенности смены статуса УЗ

Виды и требования к целевому назначению земли

С целью обеспечения разумного использования УЗ их подразделяют на разные категории. К таковым относятся земли:

  • Населённых пунктов. Предназначены для постройки зданий, ведения подсобного хозяйства.
  • Сельскохозяйственные. Располагаются за городской чертой и используются для производства сельхозпродукции.
  • Промышленные. Находятся за пределами населённых пунктов. Предназначены для деятельности энергетических, транспортных, военных и других объектов.
  • Лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Запаса.
  • Рекреационные.
  • Особо охраняемые.

Требования к целевому назначению земель регламентированы Земельным кодексом Российской Федерации, основываясь на следующих критериях:

  • Категория земли, на которой расположен надел.
  • Статус владельца земли.
  • Права на УЗ.
  • Цель использования территории.

Например, человек купил участок под строительство дома, а земля предназначена для ведения с/х. Для реализации поставленной цели УЗ необходимо переоформить в другую категорию.

Можно ли поменять целевое использование земельного участка и зачем это нужно?

Целевое назначение надела изменить можно. Для этого законодательство предусматривает различные варианты:

  • Изменение разрешения. При этом категория остаётся прежней.
  • Смена категории.

СПРАВКА. Процедура изменения целевого назначения земли длительная и достаточно сложная. Когда при этом есть выгода, труды обязательно окупятся.

Смена статуса УЗ обуславливается объективной социальной или экономической целесообразностью. Например, возведение промышленного объекта или здания, корректировка площади, строительство дороги.

Как изменить целевое назначение?

Перевод надела в другую категорию находится в компетенции органов местного самоуправления, исполнительных органов РФ. Российское законодательство закрепляет, какие категории можно переводить:

  • Земли, находящиеся в собственности частных лиц.
  • Сельскохозяйственные угодья, ведением которых занимаются местные органы самоуправления.
  • Территории, состоящие в собственности Правительства РФ, субъектов РФ.

Этапы изменения целевого назначения:

  • Подача заявления в уполномоченный орган.
  • Рассмотрение запроса специальной комиссией.
  • Проведение слушания через 5 дней после подачи заявки.
  • Вынесение решения.

ВАЖНО! В ходатайстве обязательно указывают весомые основания, причины для смены назначения надела.

Если принято положительное решение, оформляют акт и направляют его заинтересованной стороне. Чтобы изменение целевого предназначения вступило в силу, его необходимо документально зафиксировать в кадастровой палате.

Сроки и стоимость

Для рассмотрения заявки закон отводит срок 2 месяца. Если вопрос находится в компетенции Правительства РФ, ответ придёт в течение 3 месяцев. При отказе пакет документов возвращают заявителю через один месяц.

Заявитель оплачивает государственную пошлину за внесение записи о новом целевом назначении участка в кадастровые документы в сумме 350 рублей. Владелец надела несёт и прочие финансовые расходы, связанные с переводом надела в другую категорию.

Тонкости процедуры перевода земли

Случаи, когда могут отказать

Отказ в изменении целевого предназначения компетентные органы обосновывают вескими причинами:

  • Не собран перечень требуемой документации.
  • Отсутствует ряд согласований.
  • Запрос не достаточно аргументирован.
  • Земли разрешается использовать только в определённой цели, поскольку они уникальные.
  • Неверно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы о несоответствии стандартов.
  • Выявлены расхождения в сведениях относительно ЗУ.
  • Запрет на перевод в другой статус региональным или местным законом.
  • Земля переведена в лесной фонд.

СПРАВКА. Отказ категоричен не во всех случаях. Если запрос отклонён по причине отсутствия нужных бумаг, их достаточно оформить и обратиться с ходатайством повторно.

Какие документы нужно собрать?

Для обращения в компетентные органы необходимо иметь перечень документов:

  • Паспорт владельца земельного надела.
  • Правоподтверждающие бумаги на УЗ.
  • Выписку из Единого Росреестра.
  • Кадастровый паспорт.
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины.

СПРАВКА. Наличие выписки не всегда обязательно, но лучше позаботиться о ней заранее, чтобы избежать возможных недоразумений.

Заполнение заявления

Документ составляют на имя главы администрации района или населённого пункта. С запросом обращаются в личном порядке. Закон допускает возможность направить бумагу ценным или заказным письмом по почте.

[3]

В заявлении в верхнем правом углу указывают:
  • Фамилию и инициалы лица, подающего запрос.
  • ФИО без сокращений (предлог «от» не пишется).
  • Адрес проживания.
  • Данные паспорта.
  • Номер телефона.

В содержании документа указывают имеющееся целевое назначение надела и обоснованные причины его изменения. Аргументацию излагают в деловом стиле: не должно быть лишних фраз. Обязательно использовать юридическую терминологию. Можно обратиться к юристу, если есть затруднения.

В конце документа ставят дату и подпись, перечисляют перечень прилагаемых документов.

ВАЖНО! Если заявление с пакетом обязательных бумаг направляется повторно, необходимо это отметить. Обозначить причину отказа и указать, как был устранён недочёт.

Таким образом, чтобы изменить целевое предназначение участка, следует обратиться в районную администрацию с ходатайством и перечнем документов. Ответ может быть, как положительным, так и отрицательным. Поэтому необходимо приводить чёткие аргументы и обоснования причин смены статуса земельного надела.

Тымчук Артем Дмитриевич

Институт горного дела и геологии

Кафедра геоинформатики и геодезии

Специальность «Землеустройство и кадастр»

Исследование проблем определения целевого назначения земельных участков

Научный руководитель: к.т.н., доцент Андоленко Светлана Степановна

Реферат по теме выпускной работы

Содержание

Земля принадлежит к числу крайне ограниченных, невозобновимых ресурсов, поэтому стремление сохранить ее полезные свойства для будущих поколений требует четкой дифференциации антропогенной нагрузки на земельные ресурсы, установления разрешенных и неразрешенных способов эксплуатации земли, минимизации негативного влияния на окружающую среду.

Одним из ведущих инструментов правовой защиты земель, а также обеспечения их рационального использования и охраны, является установление целевого назначения земельных участков.

Целевое назначение земельного участка – это установленные законодательством порядок, условия, виды эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.

Рациональное использование земельного участка является производным ее целевого назначения, ведь только оперируя четко установленной целью эксплуатации земли можно разрабатывать перечень конкретных методов ее использования, определять особенности размещения производительных сил в границах участка, устанавливать состав земельных угодий, а также осуществлять контроль рациональности землепользования.

Все земли Украины, в зависимости от целевого назначения, объединяются в определенные категории.

Читайте так же:  Первые роды близнецы материнский капитал

Категория земель – это структурная единица земельного фонда Украины, которая характеризуется основным целевым назначением и особенностями правового режима.

Земельный участок, в отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник вправе совершать любые действия (уничтожать, портить, потреблять и т.д.), должен использоваться исключительно в соответствии с его целевым назначением, причем даже неиспользование участка является правонарушением.

Таким образом, целевое назначение следует признать особенно важной характеристикой земельного участка.

1. Актуальность темы

Проблема классификации земель по целевому назначению принадлежит к числу ведущих задач современной юридической и землеустроительной науки на современном этапе землеустроительной реформы. Исследованием этой темы занимались такие научные деятели как Мартин А.Г., Мирошниченко А.М., Дроваль О.М., Николайчук А.М. и другие.

Правильное разделение земель на категории по их целевому назначению является важным фактором в экономическом, рациональном использовании земель. Каждая категория имеет отдельный правовой режим, определенную систему налогообложения. Компетенции органов государственной власти в области земельных отношений так же во многом различаются в зависимости от категорий земель.

В настоящий момент, незавершенность и несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей разделение земель на категории приводит к ряду проблем по обеспечению рационального использования и охраны земель в Украине. В некоторых случаях правовой режим земель, установленный законодательством для определенной категории, может не соответствовать предусмотренному использованию земельного участка.

Это приводит к тому, что целевое назначение земельного участка может не соответствовать категории земель, к которой он относится, соответственно, будут неправильно установлены: правовой режим этого участка, система налогообложения, земельный участок будет в компетенции других органов государственной власти в области земельных отношений.

Все это вызывает необходимость разработки методики, которая позволит выбрать категорию земель, наиболее соответствующую фактическому использованию земельного участка.

2. Цель и задачи исследования, планируемые результаты

Целью исследования является : определение методики, позволяющей выбрать категорию земель, наиболее соответствующую фактическому использованию земельного участка.

Задачи исследования :

  1. Определение этапов становления и развития существующей системы категорий земель на основе историко-ретроспективного анализа;
  2. Bыявление основных, принципов установления целевого назначения земельного участка путем изучения мирового опыта;
  3. Bыявление недостатков существующей нормативной базы по выбору категорий земель и установлению целевого назначения, на основании изучения нормативно-правовой базы, регулирующей разделение земель на категории и установление целевого назначения земель;

Объектом исследования были выбраны общественные отношения, возникающие в процессе установления и изменения категорий земель и целевого назначения земельных участков.

Предмет исследования составляют нормы законодательства, принятого для реализации принципа деления земель на категории по целевому назначению.

3. Обзор общих положений о разделении земель Украины на категории по целевому назначению.

3.1 Связь понятий «категория земель» и «целевое назначение земельного участка»

С 01.01.2002 вступил в силу новый Земельный кодекс Украины, согласно со статьей 19 которого земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории [1]:

Рисунок 1 – Категории земель

На рисунке 2 показано разделение территории Украины на категории в процентом соотношении.

Рисунок 2 – Pазделение территории Украины на категории в процентом соотношении

В основу разделения земель по категориям положено их основное целевое назначение [5].

В настоящее время существует Классификация видов целевого назначения земель (далее – КВЦНЗ) [2]. КВЦНЗ определяет разделение земель на отдельные виды целевого назначения, которые характеризуются собственным правовым режимом, экосистемными функциями, видом хозяйственной деятельности, типами застройки, типами особо ценных объектов. Для этого каждая категория земель, указанная в статье 19 Земельного кодекса Украины в КВЦНЗ выделена в отдельную секцию, каждая из которых далее детализируется на отдельные виды целевого назначения внутри категории.

3.2 Принципы классификации земель по целевому назначению

Исходя из факторов, которые определяют продуктивность земель, классификация их по целевому назначению должна основываться на таких основных принципах, как:

  1. Экономическая целесообразность при экологической возможности;
  2. Территориальная дифференциация видов использования в зависимости от характера природных (природно-сельскохозяйственных) регионов;
  3. Учет региональной структуры земельных угодий и категорий земель по целевому назначению;
  4. последовательность классификации, которая состоит в первоочередном определении возможности самого интенсивного использования земель с постепенным снижением класса пригодности до оптимального уровня, обусловленного существующими ограничениями и неудовлетворительными показателями.

Классификации должны основываться на современных методологических основах экономической науки, обеспечивать информационное единство и целостность собранной информации, возможность интегрирования у процесс международного информационных технологиях, обеспечивать их актуальность и доступность.

Необходимым также является соблюдение принципа законности, который предусматривает, что классификация должна основываться на нормах права, и принципа согласованности, который предполагает согласованность классификации земель с другими действующими государственными классификационным системами.

3.3 Проблемы классификации земель по категориям и определение целевого назначения

Проблема классификации земель и отдельных земельных участков является одной из традиционно сложных и на сегодняшний день окончательно нерешенной.

Правила о разделе земель на категории перешли Украине от земельного права советских времен. В то время земля находилась в исключительной государственной собственности и ее использования осуществлялось в разрешительном порядке по правилу «разрешено только то, что прямо предусмотрено». В настоящее время накопилось достаточно много проблем, связанных с разделом земель Украины на категории, которые заставляют задуматься над целесообразностью сохранения разделения земель на категории в его существующем виде.

Целевое назначение нельзя рассматривать как «естественное свойство» земель, ведь его установление является, прежде всего, волевым актом государства, направленным на наиболее полную реализацию земельно-ресурсного потенциала принадлежащей ей территории [4].

Несмотря на формулировку статьи 19 Земельного кодекса Украины, провозглашающий разделение земель на категории именно по критерию целевого назначения, это не всегда соответствует действительности. В некоторых случаях земельные участки относятся к определенной категории не по их целевому назначению, а, например, по субъекту использования. Например, согласно статье 77 Земельного кодекса Украины, к землям обороны относятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности военных частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины. Таким образом, к землям обороны относятся, в частности, и земли под «объектами жилого назначения» (такая возможность прямо упомянута в части 3 статьи 84 Земельного кодекса Украины). Но принципиальной разницы в режиме земель под жильем для семей военнослужащих и каким-либо иным жильем нет. И мало общего в правовом режиме земель военного полигона и земель под «объектами жилого назначения». Но, тем не менее, оба участка относятся к землям обороны.

Читайте так же:  Оформление земли в собственность через суд

К землям транспорта, согласно статьи 68 Земельного кодекса Украины и статьи 23 Закона Украины «О транспорте», относятся как «земли полос отвода железных дорог под железнодорожным полотном», так и земли под «культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями», то есть, например, земли под домами культуры, клубами и т.д. Общего между земельными участками под домом культуры и земельным участком под железнодорожным полотном? Тоже, практически, ничего

Аналогичные вопросы можно задавать по отношению к землям сельскохозяйственного назначения. Где больше общего: в правовом режиме земель под птицефабрикой и пашней (относятся к землям сельскохозяйственного назначения согласно статьи 22 Земельного кодекса Украины) или в правовом режиме земель под птицефабрикой и земельным участком под мясокомбинатом?

На данный момент следует констатировать, что правовые режимы отдельных категорий земель не наполнены реальным нормативным содержанием. Законодатель, провозгласив правило, по которому земли используются только в соответствии с их целевым назначением (статьи 91, 96 Земельного кодекса), тем самым взял на себя обязанность охватить перечнем категорий земель весь земельный фонд Украины и детально урегулировать правовой режим каждой из категорий земель [6].

Кроме того, существующая система деления земель на категории не охватывает всех земель. Например, вообще вне существующей классификации земель остаются земли культового (церковного) фонда, космического обеспечения, водно-болотных угодий и торфяного фонда, охотничьего фонда и повышенной экологической опасности, и другие. Вряд ли можно считать удовлетворительным то, что все эти земли относятся к «землям другого назначения» [4].

Недостатком современной классификации категорий земель можно считать и ее «разомкнутость», обусловленная названием последней, девятой категории земель — «земли промышленности, транспорта . и другого назначения». Такая формулировка, на практике, дает широкое поле для злоупотреблений органов государственной власти и местного самоуправления при принятии решений относительно установления и изменения целевого назначения земельных участков [3].

И это далеко не полный перечень проблем, существующих в земельном законодательстве на данный момент.

Создать всеобъемлющее разделение земель на категории, которое охватило бы любые возможные виды целевого назначения, очень трудно, и вряд ли целесообразно. Вряд ли на практике возможно удовлетворительно урегулировать все земельные отношения по принципу «разрешено только то, что предусмотрено законодательством» (т.е. то, что определено целевым назначением). Регулирования земельных отношений с таким подходом создает массу недоразумений и неудобств, сдерживает рациональное и экономически эффективное использование земель. Правовой режим земель более рационально будет определяться по другому принципу: «разрешено то, что не запрещено, обязательно то, что прямо предусмотрено». Законодательство должно устанавливать перечень основных ограничений и предписаний по использованию наиболее типичных земельных участков (категорий земель), причем законодательно установленный перечень категорий земель можно и нужно оставить открытым [8].

4. Заключение

Подытоживая, изложенное приходим к выводу, что в современных условиях правовой режим земель должен определяться следующим образом: в законодательстве должны фиксироваться основные ограничения и предписания относительно использования наиболее важных и типичных земель , которые группируются в категории земель.

Проблемной является ситуация, когда земельный участок может одновременно принадлежать к нескольким категориям земель. При этом следует установить правила разрешения коллизий между правовыми режимами в случае их возникновения. Прежде всего, это возможно путем установлении приоритетности одних категорий земель над другими. Такие приоритеты должны применяться не только при коллизии правовых режимов, но и при необходимости изменения категорий земель.

Таким образом, существует целесообразность пересмотра принципов отнесения земель к категориям с тем, чтобы основанием для отнесения земельного участка к определенной категории во всех случаях было целевое назначение земельного участка, а не другие критерии (субъект использования, территориальная принадлежность земельного участка).

Существующая система классификации земель себя изжила. Но на данный момент, усилия органов государственной власти направлены не на разработку новой системы классификации, а на усовершенствование существующей.

При написании данного реферата магистерская работа еще не завершена. Окончательное завершение: январь 2014 года. Полный текст работы и материалы по теме могут быть получены у автора или его руководителя после указанной даты.

Целевое назначение земельного участка: общие вопросы и некоторые тонкости

При изучении либо решении любого вопроса, который касается земли, нам приходится сталкиваться с большим количеством терминов и специфических определений. Одним из ключевых в земельном законодательстве признано понятие целевого назначения земли.

Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков

Данное понятие весьма обширно по своему смыслу. Целью использования земли (либо её участка) определяется вся землевладельческая законодательная база.

Земельная цель определена не только для участков, которые уже каким-либо образом используются, но и потенциально пригодные для того или иного назначения. Специально для этого введено так называемое зонирование земель.

Именно по целевому назначению выделяются в ЗК РФ семь категорий земель или видов земельных участков. Любой участок земли России включён в одну из них.

Далее мы поговорим про классификатор земельных участков по целевому назначению 2015 года.

Классификатор наделов

Седьмая статья ЗК РФ в соответствии с тем, для чего земля предназначается, выделяет семь групп. В соответствии с ними бывают земли:
  1. Сельхозназначения. На них можно разводить скот, к которому отнесены и северные олени, промышлять рыбой и водоплавающей птицей (здесь бытует термин «аквакультура»). Плюс выращивание всевозможных сельхозкультур, от травы для сена до садов и виноградников.
  2. Населённых пунктов. На таких территориях можно строить, жить и оформлять регистрацию.
  3. Промназначения, коммуникаций, обороны и многого другого. Определения из третьего пункта списка категории занимают целый абзац и объединяют большое количество земельных типов.
  4. Особо охраняемые. Это места с особым историческим значением – например, древнее поселение, раскопанное археологами и превращённое в музей под открытым небом. Сюда же относятся все рекреационные территории, которые вместе с постройками на них призваны обеспечить отдых, занятия спортом и/или туризмом.
  5. Лесные. Здесь специальные разъяснения не требуются.
  6. Водные. К ним относится любой водоём.
  7. Запаса. Это территории, на которых буквально ничего не происходит. Там не живут, не ведут никакую деятельность.

Кроме целевого назначения, существует ещё так называемое разрешённое использование. Этот термин используется в более узком смысле, а группы и виды внутри него более разветвлены (например, коммерческое использование).

Запрос на мероприятие

Случается, что для какой-либо цели необходима земля определённого целевого назначения, но участки подходящей категории отсутствуют. Потенциальным разрешением такой проблемы является запрос (ходатайство) на изменение изменение целевого назначения земли.

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в пушкино

Такое намерение не должно противоречить ряду федеральных законов, требует тщательной подготовки и сбора определённого пакета документов.

Кадастровая оценка

Так называется особая отрасль оценочной деятельности. По закону, все земли страны подлежат учёту. Кадастровую стоимость можно назвать одной из характеристик земли (участка).

Мероприятия кадастровой оценки проводятся по специальным правилам (в частности, по методическим указаниям Минэкономразвития) и только членами СРО. Вот лишь некоторые цели оценки:

  • определение общей, залоговой, стартовой (на аукционах) или выкупной стоимости земли;
  • платформа для расчётов экономического обоснования (когда речь идёт об изъятии участков);
  • исчисление ставки налогообложения.

Использование земли не по назначению

Обязанность использования земли исключительно в соответствии с назначением оговорена всё в том же ЗК. Если собственник, арендатор или другой пользователь допускает нарушения, ответственность за них наступает в соответствии с КоАП РФ.

Есть важный момент: запрещено не только использование земельного участка не по целевому назначению, но и неиспользование её по назначению. В общих чертах выделены следующие типы нарушений:

  1. Несоответствие между земельной целью и фактическим использованием приводит к штрафу. Он исчисляется в процентах от кадастровой стоимости либо в твёрдой сумме, если кадастровая оценка земли ещё не проведена. Физлица заплатят не менее десяти тысяч рублей штрафа за использование земли не по назначению, людей на различных должностях «накажут» минимум на 20 тысяч, и 100 тысяч рублей – нижняя планка для организаций.
  2. Чуть ниже штрафы за неиспользование земли сельхозназначения, которая подпадает под Федеральный закон №101-ФЗ, принятый 24.07.2002 года. Они исчисляются в долях процента от кадастровой стоимости участка для физлиц и в процентах (до десяти) – для сотрудников и целых организаций.
  3. Если не используются земли под жилстроительство, в этом случае штрафы снова ужесточаются. Например, организации обяжут выплатить не менее четырёхсот тысяч рублей, хотя и не более семисот, для отдельных представителей организация и физлиц суммы на порядок меньше.

Полная информация по вопросам ответственности за использование земли не по назначению имеется в статье 8.8 КоАП РФ.

Целевое назначение – важный критерий отнесения земли к той или иной категории. При любых земельных операциях он должен быть учтён.

Целевое назначение земельных участков: виды и особенности эксплуатации

Согласно Статьи 7 «Состав земель в Российской Федерации» Земельного кодекса РФ (ред. от 31.12.2017), по целевому назначению земельные участки подразделяются на:

[2]

земли сельскохозяйственного назначения (сельхозназначения);

земли населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

Видео (кликните для воспроизведения).

земли водного фонда;

Указанные земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Минэкономразвития России.

Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 06.10.2017) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»

Для целей индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества интерес представляют первые два вида земельных участков:

  • земли сельхозназначения и
  • земли населенных пунктов.

Поэтому использование этих двух видов земельных участков мы и рассмотрим более детально.

Земли сельхозназначения

Земли сельскохозяйственного назначения располагаются за чертой поселений и предназначаются для нужд сельского хозяйства. Такие земли могут существенно различаться по виду разрешенного использования.

п. 1 Статьи 77 «Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ, в составе земель сельхозназначения выделяются:

земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия,

водными объектами, а также

зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Часть 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ устанавливает виды разрешенного использования земель сельхозназначения.

В соответствии с ней земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

для ведения сельскохозяйственного производства,

создания защитных лесных насаждений,

научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также

для целей аквакультуры (рыбоводства):

крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Земельные участки из земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства

Статьи 78 «Использование земель сельскохозяйственного назначения» Земельного кодекса РФ

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельхозназначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статья 79 «Особенности использования сельскохозяйственных угодий» Земельного кодекса РФ

Земли населенных пунктов

До принятия данной редакции Земельного кодекса РФ эти земли назывались землями поселений. Они предназначены для проживания людей и могут быть сельскими и городскими.

Землями населенных пунктов признаются:

[1]

земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов;

границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Читайте так же:  Размер штрафа за негабарит

Статья 83 «Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов» Земельного кодекса РФ

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационным;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иным территориальным зонам.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для земель населенных пунктов:

для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков);

для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент;

градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны:

для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки;

указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом;

указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры;

в случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов;

реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Земельные участки населенных пунктов в составе жилых зон предназначены:

для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения;

жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также

иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах:

земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения,

используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Какие бывают категории земель и виды разрешенного использования земельного участка?

В основу юридической характеристики территорий входит деление земли на категории и виды разрешенного использования. При этом учитываются все особенности участка для принятия решения о целесообразности его использования. Такое деление земельных участков дает возможность государству контролировать основные ресурсы страны и уменьшить их потери.

Категории земель — какие они бывают?

Одним из моментов определяющих государственную стратегию является присвоение определенному участку земли категории. Категория земли представляет собой закрепленное законодательством описание ее стандартных свойств. В дальнейшем она предопределяет, для чего будет использоваться та или иная территория.

СПРАВКА! Категория земель и их целевое назначение являются равнозначными понятиями.

Согласно ст. 7 Земельного Кодекса существует семь категорий земель, к ним относятся:

  • Населенные пункты или земли поселений;
  • Земли запаса, находящиеся в резерве государства;
  • Сельскохозяйственные земли;
  • Водный фонд, представляющий собой территории рек, прудов, морей, озер, а также земли возле них;
  • Лесной фонд, необходимый для ведения и восстановления лесного хозяйства;
  • Земли, используемые для производственных целей, на которых расположены различные предприятия и здания вспомогательного назначения;
  • Охраняемые территории.

Каждая представлена категория может предусматривать особенные условия использования для того, чтобы сохранить все свойства земли.

Земли населенных пунктов

Данная категория земель имеет специальное предназначение, ведь на ней размещаются объекты инфраструктуры и здания для проживания людей. Земли поселений отделяются от других категорий четкой границей и имеют следующие ВРИ:

Многоэтажная застройка, предполагающая возведение зданий в хаотичном порядке, образование улиц и микрорайонов;
  • ИЖС, то есть возведение домов до трех этажей;
  • Зоны отдыха, располагающиеся как на территории этой категории, так и в их пригородной полосе;
  • Земли, отведенные на постройку административных зданий, обслуживающих данную территорию;
  • Земли предусмотренные для транспортных узлов, к которым относятся вокзалы и аэропорты;
  • Территории для расположения объектов для электроснабжения;
  • Водоемы;
  • Охраняемые природные территории, к которым относятся парки, сады, памятники, имеющие культурную и историческую ценность;
  • Сельскохозяйственные земли, а также относящиеся к ним личные подсобные хозяйства;
  • Остальные земли, представленные площадями и пространством улиц;
  • Земли, зарезервированные для зоны развития.
  • Сельскохозяйственные

    Представляют собой участок, основное назначение которого выращивание продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственные земли имеют такие виды разрешенного использования:

    • Зоны, предусмотренные для выращивания сельскохозяйственных культур;
    • Территория дорог и лесополос, которые защищают поля;
    • Участки под специализированные строения;
    • Залежные земли, представляющие собой территории, которые утратили свою производственную и экологическую ценность.

    Промышленного назначения

    На таких территориях располагаются различные производственные мощности. Данный вид земель предусмотрен для предоставления нужных ресурсов различным организациям. Промышленные земли предполагают не только возведение зданий для производственных целей, но и сооружения для добывания полезных ископаемых. При этом в соответствии с действующим законодательством, промышленные земли могут находиться в собственности граждан страны, государства или муниципальных организаций.

    Для ИЖС, огорода и бизнеса по классификатору

    Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации был рассмотрен и утвержден классификатор видов разрешенного использования земли.

    Согласно ему, территория для индивидуального жилищного строительства или огорода обозначена во втором разделе (коды 2.0 – 2.7). Эти цифры кода обозначают, что данную землю можно использовать для:

    Читайте так же:  Предстоящее исключение недействующего юридического лица из егрюл

    • Постройки малоэтажных жилых домов с проживанием одной семьи не выше, чем три этажа;
    • Огородничества;
    • Сооружения различных подсобок;
    • Передвижных домов и временных построек;
    • Возведения садовых домов.

    Исходя из этого, ИЖС предполагает не только возведение домов для проживания, но и подсобное хозяйство.

    Земельные участки под бизнес находятся в четвертом разделе классификатора (коды 4.0 –4.9). На данной территории могут сооружаться капитальные строения, предназначенные для производственных целей, торговли, а также складские помещения. К примеру, код 4.4 позволяет сооружать здания для реализации различных товаров, при этом торговая площадь должна быть не больше пяти тысяч квадратных метров.

    Виды разрешенного использования по целевому назначению

    Распределение по целевому назначению видов разрешенного использования территории представляет собой последствие детального зонирования земли в разных масштабах и носит уточняющий характер. Ведь участок, имеющий одно целевое назначение, может относиться к разным ВРИ. Данные виды разделяются на:

    • Условно разрешенный ВРИ: предполагает некие дополнения или изменения в строениях на участке. Его применение является необходимостью, ведь нельзя создать классификатор на каждый особенный случай. При этом для установления дополнительной нормы, необходимо пройти долгую процедуру, которая включает согласование и слушания;
    • Вспомогательный ВРИ: характерен дополнениями в рамках других типов использования. Это может заключаться в размещении на территории мелких пристроек, например, гаража или какого-либо вспомогательного строения. При этом застройщику необходимо, обязательно иметь основной вид разрешенного использования, а также целевое назначение;
    • Основной ВРИ: предполагает соответствие с категориями, и определяется при помощи классификатора. Изменение этого вида производится в органах государственной власти.

    ВАЖНО! Основные ВРИ определяются с помощью градостроительного регламента.

    Кто выдает разрешение в РФ: государство или нет?

    Территории земель, которые находятся в государственной собственности или принадлежат субъектам РФ, могут передаваться гражданам и организациям. Порядок передачи бывает платный или бесплатный в зависимости от задач использования территории.

    Выдача разрешения происходит под контролем Правительства РФ, которое сформировало Постановление No1244, раскрывающее суть разрешения и его содержание. При получении документа, следует аргументировать цели использования территории по ст. 39.34 ЗК РФ. Данное разрешение выдается в письменной форме и дает право на использование земли.

    Как определяется разрешенное использование земли?

    Для того, чтобы эксплуатировать землю на законных основаниях, исходя из норм и правил, следует узнать ее вид разрешенного использования. Это можно сделать такими способами:

    • Ознакомившись с правилами использования земли, а также застройками земель поселений. В этих документах прописано, какой зоне принадлежит участок, и его ВРИ;
    • Запросив данные в органах местного самоуправления;
    • Заказав кадастровый паспорт данного земельного участка, в случае отсутствия ВРИ, его присвоят в органах местного самоуправления исходя из предъявленного заявления.

    Правила зонирования территорий

    Зонирование является распределением участков земли на определенные зоны и районы, а также установления некоторых ограничений на ее применение. Исходя из статьи 30 “Градостроительного кодекса Российской Федерации” от 29.12.2004 N 190-ФЗ правила зонирования имеют такие цели:

    • Сохранять природу и памятники архитектуры;
    • Развивать муниципальные территории;
    • Обеспечивать законность интересов физических лиц и организаций;
    • Создавать все условия для привлечения большего количества инвесторов для строительства капитальных объектов.

    При этом правила зонирования территории включает:

    • Порядок их применения, а также внесение всевозможных изменений;
    • Градостроительный регламент, а также карту градостроительного зонирования.

    Как можно поменять тип пользования: порядок действий

    Первым делом при смене ВРИ территории, необходимо получить информацию в органах местного самоуправления о текущем типе пользования. Изменение ВРИ земли, имеет следующий порядок действий:

    • Написание заявления в органы управления;
    • Установление возможности корректировки, исходя из анализа градостроительного плана;
    • После этого при положительном ответе, документы направляются на рассмотрении;
    • Проведение слушания и внесения возможных корректировок;
    • Направление протокола в администрацию.

    Сроки принятия решения

    Рассмотрение заявления об изменение ВРИ земельного участка, рассматривается не более шестидесяти дней, если необходимы слушания.

    Когда слушания не проводятся, процедура может длиться тридцать дней. Решение принимает глава местной администрации, при этом каждый участник вносит собственные предложения, на основании которых принимается дальнейшее решение. Отказать в изменении ВРИ могут:

    • Если участники слушания считают изменения не рациональным;
    • Если нет возможности внести правки с правовой точки зрения;
    • Если не были предоставлены все необходимые документы.

    ВНИМАНИЕ! После успешного рассмотрения заявления, собственник подает пакет документов в Росреестр, для изменения данных в кадастровом учете.

    Документы для Росреестра:

    • План межевания территории;
    • Заявление написанное собственником участка;
    • Правоустанавливающий документ;
    • Решение администрации об изменении ВРИ.

    Документы можно подать лично при посещении Росреестра или отправить почтой, указав все приложения.

    Какие изменения вступили в силу в 2018 году?

    С начала 2018 года начал действовать измененный порядок расчета налога на землю. Новые правила расчета предполагают, изменение кадастровой стоимости участка при смене ВРИ.

    Изначально этот налог мог начисляться исключительно с начала налогового периода.

    Сейчас, исходя из нового порядка расчета, начисление налоговой суммы будет происходить с учетом кадастровой стоимости, определенной на день внесения сведений в Росреестр. Таким образом, часть года может считаться по старой цене налога, а остальные месяца после изменения ВРИ по новой.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Вид разрешенного использования земли имеет огромное значение при любом строительстве, несоблюдении этих норм влечет за собой ответственность в виде штрафов. Поэтому очень важно знать тип использования территории, начиная постройку любых зданий. В случае несоответствия ВРИ с предполагаемой постройкой, следует обратиться в местные органы самоуправления для решения этого вопроса.

    Источники


    1. Правоведение. — Москва: Мир, 2008. — 319 c.

    2. Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. — М.: Норма, 2015. — 203 c.

    3. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
    Целевое назначение земельных участков виды и особенности эксплуатации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here