Правила организации коммерческого учета воды сточных вод

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Правила организации коммерческого учета воды сточных вод". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Правительство РФ определило правила организации коммерческого учета воды

Правительство РФ утвердило два документа в области водоснабжения и водоотведения. Один из них устанавливает правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, другой – правила утверждения схем водоснабжения и водоотведения.

Так, постановлением от 4 сентября 2013 года № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» определяется порядок организации коммерческого учета воды и сточных вод с использованием специальных приборов или расчетным способом. В документе предусмотрен запрет на подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего или холодного водоснабжения без установки таких приборов. Ими должны быть оборудованы, в том числе, и канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. Приборы учета определяют объем полученной за определенный период воды и отведенных сточных вод.

Также в документе описаны случаи, когда коммерческий учет воды или сточных вод осуществляется расчетным способом. К ним относится отсутствие приборов учета, их неисправность, нарушение сроков представления показаний прибора учета.

В целях реализации данного постановления Правительство РФ поручило Минрегиону России в трехмесячный срок утвердить ряд методик по расчету:

  • потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;
  • объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;
  • объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.

Вторым документом – постановлением от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» – установлен порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, а также определены требования к их содержанию. Обязанность по утверждению схем возложена на органы местного самоуправления и на органы государственной власти субъектов РФ.

Такие схемы представляют собой описание технико-экономического состояния централизованных систем горячего и холодного водоснабжения или водоотведения, а также направлений их развития. Они необходимы для обеспечения абонентов доступом к воде и для дальнейшего развития централизованных систем водоснабжения.

Как отмечается в сообщении пресс-службы Правительства РФ, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга позволит разработать, принять и скорректировать инвестиционные программы организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение или водоотведение с использованием централизованных систем.

Правилами организации коммерческого учета воды (утв. ПП РФ от 04.09.2013 г. № 776) предусмотрено, что в случае отсутствия у абонента прибора учета холодной воды для определения объема потребленной холодной воды применяется метод гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения. Чем необходимо руководствоваться при определении договорного объема потребления холодной воды при заключении договора водоснабжения с коммерческой организацией?

— Метод гарантированного объема подачи воды предполагает, что поставляемый объем заранее определен договором водоснабжения, то есть в договоре водоснабжения должен быть указан определенный объем поставки абоненту за указанный в договоре период.

Согласно Правилам № 776 «Об организации коммерческого учета воды, сточных вод» применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется при отсутствии у абонента прибора учета воды (кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 данных правил) и если фактический период эксплуатации прибора учета с даты допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Такой объем определяется сторонами самостоятельно исходя из потребностей абонента. Согласно Правилам № 644 «О холодном водоснабжении и водоотведении» (подпункт «з» пункта 17 настоящих правил) баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта в период использования максимальной величины мощности (нагрузки) формируется с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования — на собственные нужды абонента, пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод. Также учитывается распределение общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах).

Объем планируемого потребления воды, который указывается в договоре водоснабжения абонента, определяется на основании баланса водоснабжения и водоотведения, который прилагается к заявке при заключении такого договора.

Расчет баланса производится на основании строительных норм СП 30.13330.2016 (актуализированная редакция СНИП 2.04.01-85) «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий», технологических норм предприятий, индивидуальных норм водопотребления, технических паспортов на оборудование.

Основные критерии для расчета: подключаемая мощность (нагрузка), цели использования воды, технические характеристики объекта.

Елена Солнцева,
директор Департамента ЖКХ
Министерства строительства РФ (г. Москва)


Найти ответ на свой профессиональный вопрос из официальных источников — нет ничего проще для читателей газеты «Правовое обозрение». Это действительно отличный способ разобраться в ситуации — только с момента запуска нашей рубрики мы получили более 200 вопросов от наших постоянных читателей!

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.05.2015 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.05.2015 г.)
Читайте так же:  Список документов для восстановления паспорта при утере
Для того, чтобы получить текст документа, вам нужно ввести логин и пароль.

Если у вас нет логина и пароля, зарегистрируйтесь.


Контактный телефон: +7 (495) 972-24-02, email: [email protected]

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания

ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов NEO, Tele2 временно недоступна
ВНИМАНИЕ! Услуга для абонентов Beeline, NEO, Tele2 временно недоступна

Стоимость услуги — тенге с учетом комиссии.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776
Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод

Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.

2. Разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, даются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации в течение 3 месяцев утвердить:

методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.

Председатель Правительства Российской Федерации

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

от 4 сентября 2013 года № 776

Правила
организации коммерческого учета воды, сточных вод

I. Общие положения

1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее — договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Правила учета воды

Правила коммерческого учёта воды ПП 776 (Постановление Правительства РФ от 04.09.13), регламентирующие также регистрирование расхода стоков, предполагают разделение на регистрацию водорасхода при использовании счётчика и без него – расчётным способом.

Содержание статьи

Постановление Правительства 776 и законодательные нормы

Постановлением определяется, что при наличии счётчика сбор информации ГВС и ХВС производится либо абонентом, либо транзитной организацией (при отсутствии договора с водоснабженцем, который менял бы это правило). Также учитывается тепловая энергия, затраченная на подогрев горячей воды. Правила гласят, что:

Правила предусматривают коммерческую регистрацию водорасхода и в случае отсутствия счётчика, его неисправности или нарушений сроков предоставления информации о показаниях более полугода. (Однако 6-месячное ограничение не действует, если пользователь предварительно уведомил водоснабженца о временной приостановке водопотребления). При расчёте потребления «без счётчика» действуют следующие методы и параметры:

  1. Метод оценки пропускной способности коммуникационных устройств, где в качестве расчётных величин берутся:
    • полное сечение в месте подключения к системе централизованного водоснабжения,
    • круглосуточный поток,
    • скорость 1,2 м/сек.

Метод применяется:

  • Когда происходит самовольное присоединение к центральным системам ХВС и ГВС. Период считается со дня предыдущей проверки централизованной системы до дня устранения самовольного подключения, но не более 3 лет. Был предусмотрен вариант «явки с повинной», но срок возможности воспользоваться им истёк через год, после вступления в силу Правил.
  • Спустя 60 дней с момента выхода из строя водосчётчика, получения уведомления о необходимости его установки от поставщика ХВС и ГВС или истечения срока межповерочного интервала.
  • Метод среднерасчётного за период (месяц, сутки, час) количества воды. За основу берутся показания прибора за последний год или (если водомер проработал меньше) за фактический период. При этом, если водомер проработал меньше 60 дней, то этот метод вообще не применяется.
  • Метод гарантированного объёма водообеспечения, который применяется при отсутствии водомера, если не действуют предыдущие правила. Гарантированный объём закрепляется в договорах.
  • Если размещение узла водоучёта не соответствует месту разделения эксплуатационной ответственности организаций по ХВС, ГВС, то расчёт производится с учётом водопотерь от границы ответственности до места установки водосчётчика.
  • Установку приборов водоучёта законодательно предусматривает в обязательном порядке. ПП РФ № 354 устанавливает требование, по которому учет воды в многоквартирном доме проводится посредством установки общедомовых расходомеров, по показаниям который и производится оплата ресурсов потребителями.

    [2]

    В многоквартирных домах, независимо от способа управления, оплачиваются коммунальные услуги в жилых помещениях и, отдельно, прямо пропорционально площади, занятой собственниками, – ОДН. Предполагается, что никаких начислений сверх объёма, указанного в показаниях общедомового водомера, производиться не должно.

    Существует статистика за периоды, когда управляющая компания уже установила общедомовые расходомеры, однако расчёт в многоквартирном доме производился по нормативам. Данные этой статистики показывают, что в таком случае реальный расход водоресурса был на 10-12% выше, чем предусматривался в нормах водопотребления. Жители домов не стремятся экономить без установления прямой взаимосвязи между потреблением и оплатой. Однако при введении оплаты по счётчикам и с установкой общедомовых, индивидуальных расходомеров, менялся и режим потребления: повышался самоконтроль, устанавливались экономители ( http://water-save.com/ ) В итоге общий реальных водорасход по показаниям (по сравнению с предыдущим периодом) снижался на 40-45%.

    Читайте так же:  Судебная практика раздел материнского капитала

    Ведение документации водоучёта

    Для определения объёма (количества) воды, забираемой из систем водоснабжения или водных объектов, применяется Форма 1.2 – журнал водоучёта средствами измерений, которая заполняется ежедневно. Эта же форма в бумажном и электронном виде используется при оборотном и повторно-последовательном водоснабжении.

    Во второй графе вносятся данные водоизмерительной аппаратуры:

    • С наличием суммирующего устройства – предыдущие и последующие показания в тыс. куб., а их разница – в четвёртую колонку.
    • С регистрирующим вторичным устройством – порядковый номер диаграммы вторичного прибора. В четвёртую колонку – суточный водорасход в м 3 (после планиметрирования).
    • С показывающим устройством – в числителе проставляются разовые данные, снятые со вторичного прибора, в знаменателе – величина водорасходов в м 3 /час. В четвёртую колонку заносится ежесуточный водорасход, который равен произведению среднечасового расхода и количества часов работы водомера.

    Промежуточные итоговые значение сносятся раз в месяц, квартал и год.

    На предприятиях (участках), не оснащённых водоизмерительными расходомерами, в порядке исключения применяется Форма 1.6 – журнал учета расхода воды, образец которого расположен ниже:

    Ведётся он уполномоченными руководством лицами в бумажном и электроном виде, а достоверность данных – проверяться другим должностным лицом с заверением подтверждающей подписью. Расчёты производятся следующим образом:

    • При водоучёте по удельному расходу электроэнергии. За основу берётся энергия, затраченная на перекачку 1м 3. Показатель графы 3, где вписывается общий электроэнергорасход по периодам, делиться на данные графы 2 с занесением в четвёртую.
    • При водоучёте по времени (количеству часов) работы насосов, а также их производительности, определяемой по данным эксплуатационных характеристик. Здесь с указанием времени включения/ выключения насосов данные снимают с кривой Q = f(H). За основу берётся величина полного напора.
    • При контроле по количеству продукции графа 2 заполняется числом, определяющим количество водоресурса, потраченного на единицу продукции. А суточный объём (вносится в графу 4) определяется произведением граф 2 и 3.

    Затраты на водопотребление в офисе организации признаются управленческими расходами. Управленческие расходы на воду в налоговом учете производственной организации отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Услуги по водоснабжению и отведению в офисном здании входят в состав материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).

    Как зарегистрировать счётчик

    Перед тем, как поставить на учет счетчики воды, нужно обратиться с заявлением в районную ДЕЗ, ЖЭК или управляющую компанию для проведения монтажных работ. (Нередко компании берут на себя и функции по регистрации расходомеров в государственных учреждениях). На основании пакета документов, ДЕЗ должна оформить Акт о приёме водосчётчика в эксплуатацию.

    Для заключения договора потребитель обращается в ЕИРЦ (Единый информационно-расчётный центр). Постановка счетчиков воды на учет производится при наличии следующих документов:

    • договор, заключенный с сервисной организацией, устанавливающей водомер (не обязателен при самостоятельной установке),
    • акт приёма работ,
    • акт ввода в эксплуатацию (3 экземпляра);
    • паспорта на горячий и холодный водосчётчики, где указаны серийный номер, дата производства, межповерочный интервал.

    Правила коммерческого учета воды и сточных вод

    Ежедневно в канализацию населённых пунктов сливаются тонны стоков – вода, загрязнённая промышленными, бытовыми отходами, атмосферными осадками.

    Удаление нечистот производится через комплекс оборудования и сооружений. Параллельно жидкость очищается. Чтобы обеспечить переработку жидких отходов, предприятия выполняют учёт сточных вод.

    Как происходит организация учёта сточных вод?

    Сбережение энергии важный момент работы компании. Оно помогает снизить потребление энергоносителей, сохранить природные ресурсы, увеличить чистую прибыль.

    Организации могут использовать установки для контроля объёма слива жидких отходов (дренажных вод). Учёт проводится измерительными приборами, устанавливаемыми на трубопровод существующих подземных коммуникаций.

    Комплексы сооружений, для отвода стоков не всегда подходят для монтажа счётчиков из-за своей ветхости, поэтому трубопровод модернизируют. Реконструкция требуется в случаях, не связанных с возрастом коммуникаций:

    • невозможно получить доступ к трубам из-за места их расположения (под зданием, дорогой, набережной);
    • грунтовые осадки в системе;
    • уклон меньше необходимого уровня;
    • конструкция трубопровода не включает прямолинейные участки;
    • подпор со стороны городского коллектора;
    • относительно малое количество стоков.

    Кроме того, что предприятия устанавливают счётчики, службы, контролирующие подачу и отведение жидкости, дополнительно контролируют количество жидких отходов.

    Коммерческий учёт воды и сточных вод предприятиями выполняется согласно Федеральному закону № 416 от 07.12.2011г., Постановлению Правительства РФ № 776 от 04.09.2013г.

    Почему устанавливают счётчики сточных вод?

    Расходомеры — мера, необходимая для контроля, учёта водоотведения. Плата за услуги (без счётчиков) рассчитывается из объёма поставленной жидкости. Но стоков меньше, чем поступающего сырья, поскольку на предприятиях часть жидкости «уходит». Чтобы не платить за неиспользованные ресурсы, нужна установка приборов учёта сточных вод.

    В зданиях предприятий может располагаться несколько юридических лиц. Каждая из организаций выдаёт разное количество жидких отходов, которые надо учитывать. Ещё один фактор, ставший причиной монтажа счётчиков жидких отходов — ливневые воды – единственный показатель промышленных выбросов в окружающую среду.

    [1]

    Для точного измерения оборудование должно быть рассчитано на работу с агрессивной средой (жидкость, загрязнённая химическими веществами).

    Почему необходим коммерческий учёт сточных вод?

    Стоки не энергоресурсы, но измерение обеспечивает рациональное использование воды на промышленном объекте. Руководство предприятий, обладая информацией о количестве сливаемых в канализацию отходов, уменьшает их объём или использует повторно (уборка территории, охлаждение).

    Читайте так же:  Порядок выплат при ликвидации предприятия

    Правила коммерческого учёта воды и сточных вод устанавливают перечень ресурсов, объём которых подлежит контролю:

    • вода, поданная поставщиком за отмеченный период согласно договору водоснабжения;
    • жидкость, транспортирующаяся предприятием, эксплуатирующим трубы;
    • стоки, транспортирующиеся предприятием, эксплуатирующим коммуникациями;
    • нечистоты, поступающие от пользователей коммунальных услуг;
    • жидкость, прошедшая водоподготовку;
    • очищенные нечистоты.

    В Постановлении Правительства РФ №776 от 4.09.2013г. «Об утверждении правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод» обозначены принципы установки измерительных приборов для контроля слива жидких отходов. Указаны типы используемых установок, методы измерений и правила сверки показаний.

    Типы устройств по принципу действия

    Оборудование, устанавливаемое в узлах учёта, разрабатывается, монтируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Каждый прибор учёта сточных вод проходит обязательное сертифицирование и метрологическую поверку. Контроль за количеством сброшенных отходов допустим без измерителей, но основывается на стандартных тарифах (объём стоков приравнивается к количеству поставленной жидкости).

    Порядок коммерческого учёта сточных вод предусматривает установку нескольких видов контроля:

    • измеряется уровень потока стоков;
    • определяется уровень, скорость течения.

    В обоих случаях данные, считаные с оборудования, точнее отображают картину, чем контроль без расходомера.

    Измерение потока сточных вод

    Приборы фиксируют уровень жидких отходов. Организация, установившая на своём коммуникационном узле такое оборудование, определяет количество стоков посредством дополнительных расчётов, используя градуированные таблицы.

    Такие счётчики недорогие, имеют как достоинства, так и недостатки. Преимущества расходомера:

    • измерения выполняются при малых количествах отходов;
    • производится контроль за потоком «агрессивной» жидкости, содержащей химические вещества.
    • погрешность составляет три процента;
    • установить можно, если зона измерения под уклоном;
    • обратный поток, остановка учитываются оборудованием как расход;
    • при монтаже требуется строительство колодца;
    • строгое соблюдение требований относительно длины прямолинейных участков.

    Измерение скорости сточных вод

    Принцип работы приборов происходит по правилу «скорость-площадь». Расходомер измеряет скорость и уровень жидкости, сбрасываемой в канализацию.

    По сравнению с предыдущим типом оборудования, это даёт меньшую погрешность, но его цена выше. Среди достоинств расходомера отмечают следующие:

    • направление потока не влияет на измерения;
    • устанавливается оборудование на трубы разного сечения, формы;
    • монтаж не предусматривает дополнительных конструкций.

    Виды приборов учёта сточных вод

    Счётчики, устанавливаемые на узел учёта сточных вод, классифицируют зависимо от технических характеристик и способа работы:

    • ультразвуковые;
    • электромагнитные;
    • рычажно-маятниковые.

    Оборудование стационарное, а точность измерений обусловлена способом действия. Каждый из расходомеров эксплуатируют в условиях, обозначенных технической документацией. Перед покупкой счётчика, надо определить место монтажа, изучить территорию. Выяснить, возможна ли установка расходомера, поскольку некоторые объекты могут быть недоступны для монтажа.

    Ультразвуковые

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Универсальные приборы, устанавливаемые на трубопроводах любого диаметра (до 9 метров) и геометрии. Не требуют дополнительных сооружений, оборудования. Ультразвуковые счётчики предназначены для измерений в открытой канаве, безнапорной трубе, автономной канализации, самотёчном трубопроводе, очистных сооружениях промышленного масштаба.

    Среди достоинств выделяют:

    • разный тип питания (аккумулятор, электросеть);
    • большой объём памяти;
    • универсальность;
    • долговечность;
    • точность результатов;
    • работа при любом направлении потока.

    Ультразвуковое оборудование имеет недостатки:

    • сложность в обслуживании;
    • быстрое загрязнение, требующее регулярной очистки.

    Электромагнитные

    Действие основано на магнитной индукции. Оборудование простое в применении и высокоточное.

    Счётчики канализационных стоков электромагнитные, как и любые приборы контроля сброшенных отходов, имеют преимущества, и изъяны. Среди достоинств отмечают:

    • работа в напорной и безнапорной канализации;
    • подсчёт неочищенных отходов;
    • простота установки и обслуживания;
    • устойчивость к вибрациям.

    Недостатки у оборудования такие:

    • подсчёт только стоков, проводящих электрический ток;
    • нарушение работы, вызванные электромагнитными помехами;
    • погрешность измерений до двух процентов.

    Рычажно-маятниковые

    Простое устройство, состоящее из рычагов, поплавка, блока защиты блока питания, поворотной лопасти, оси подвески и датчиков. Использовать можно только в безнапорном трубопроводе или открытом канале.

    Преимущество расходомера перед рассмотренными выше – высокая точность показаний, независимо от степени загрязнения отходов. Оборудование не подвержено влиянию внешних факторов (вибрация, магнитное поле, направление потока).

    Учёт нечистот промышленными, природоохранными предприятиями и водоканалом только начинает проводиться, несмотря на то, что процесс закреплён законодательно. Недостаточно разработанная система контроля за сбросами жидких отходов не мешает организациям, установившим приборы учёта, экономить ресурсы, избегать ненужных затрат.

    Правила организации коммерческого учета воды сточных вод

    Возложение на предприятия, отводящие сточные воды в городскую канализацию, обязанности вести их учёт в порядке, предусмотренном для водопользователей, неправомерно.

    Ведение в установленном порядке учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, а также предоставление результатов такого учёта в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти является одной из обязанностей собственников водных объектов и водопользователей, предусмотренной п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ [1].

    Ведение собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества осуществляется в порядке, определяемом Минприроды России; результаты учёта предоставляются в Росводресурсы (п. 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [2]).

    Во исполнение данной нормы приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 утверждён Порядок [3].

    Обязанность ведения учёта сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества согласно п. 2 Порядка [3] возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях сброса.

    При этом под водопользователями понимаются лица, которым предоставлено право пользования водным объектом (ст. 1 Водного кодекса РФ [1]).

    Право пользования водным объектом для сброса сточных вод предоставляется путём получения заинтересованными лицами решения о предоставлении водного объекта в пользование (п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ [1]) или на основании выданной до 01.01.2007 лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора (ч. 1 ст.5 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» [4]).

    Читайте так же:  Ответственность по статье 218 ук рф за нарушения связанные со взрывчатыми, легковоспламеняющимися ве

    Кроме того, для осуществления сброса сточных вод в водный объект водопользователем должны быть разработаны НДС, подлежащие утверждению Росводресурсами по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также получены разрешения на сброс.

    При этом в п. 10 Порядка [3] указано, что состав и свойства сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод определяются отдельно на каждом выпуске их в водные объекты, а также в точках передачи сточных вод в систему канализации (формы 2.1, 2.2 приложения к Порядку [3]).

    Форма 2.2 «Журнал учёта качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод» подлежит применению всеми водопользователями, имеющими сбросы сточных и (или) дренажных вод, а также передающими воды в городскую канализацию согласно п. 2 примечаний к данной форме, утверждённой в приложении к Порядку [3].

    Из указанных норм Порядка следует, что предусмотренная Водным кодексом РФ, Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [2] обязанность водопользователей по ведению учёта сточных вод распространена на лиц, не сбрасывающих сточные воды непосредственно в водный объект, а передающих их в городскую канализацию.

    Кроме того, в соответствии с п. 4 примечаний к форме 2.2 Журнал учёта качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод заполняется по результатам анализа вод в соответствии с согласованной программой, указанной в п. 13 Порядка [3]. Согласно данному пункту программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод (периодичность, место отбора проб, объём и перечень определяемых ингредиентов) согласовывается территориальным органом Росводресурсов в 30-дневный срок.

    Следовательно, обязательное ведение учёта сточных вод в соответствии с Порядком влечёт для лиц, передающих сточные воды в городскую канализацию, необходимость согласования программы ведения учёта с Росводресурсами и предоставления в Росводресурсы результатов учёта.

    Одновременно необходимо отметить, что отношения по использованию систем коммунальной канализации для сброса производственных сточных вод урегулированы соответствующими Правилами [5].

    Между лицом, сбрасывающим сточные воды в городскую канализацию (абонентом), и организацией ВКХ заключается договор, который предусматривает в том числе ведение абонентом учёта сбрасываемых сточных вод (п. 13 Правил).

    При этом порядок осуществления данного учёта регулируется специальным разделом Правил (раздел IV). Кроме того, абонент обязан осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлять организации ВКХ сведения о результатах такого контроля (п. 88 Правил).

    Таким образом, обязанность по учёту абонентом сточных вод, передаваемых в городскую канализацию, предусмотрена действующим законодательством, но в порядке, определённом Правилами [5], с предоставлением отчёта организации ВКХ.

    Ещё одним условием договора между абонентом и организацией ВКХ является установление абоненту нормативных требований по составу сточных вод.

    Следует отметить, что нормативные требования по составу сточных вод являются составной частью нормативов водоотведения, которые устанавливаются органами местного самоуправления и обеспечивают нормальное функционирование систем канализации. Нормативы водоотведения устанавливаются абоненту с учётом условия о соблюдении норм предельно допустимых сбросов сточных вод в водные объекты, утверждённых для организаций ВКХ природоохранными органами (п. 1 и п. 61 Правил [5]).

    [3]

    Таким образом, при осуществлении сброса сточных вод в городскую канализацию абонент не является водопользователем – водопользователем является организация ВКХ, которой устанавливаются НДС и выдаётся решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс.

    В связи с этим распространение в п. 10 Порядка, в п. 2 формы 2.2 приложения к Порядку [3] обязанностей водопользователей по ведению учёта сточных вод на лиц, не являющихся водопользователями (передающих сточные воды в городскую канализацию), неправомерно и противоречит Водному кодексу РФ, а также Положению об осуществлении государственного мониторинга водных объектов [2], Правилам [5], п. 2 Порядка [3].

    Необходимо отметить, что при противоречии нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд, в том числе арбитражный, принимает решение в соответствии с последними (ч. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ [6], ч. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ [7]).

    Таким образом, п. 10 Порядка [3], п.2 формы 2.2 приложения к Порядку [3] в части, предусматривающей обязанность по ведению учёта сточных вод лицами, передающими сточные воды в городскую канализацию, не должны применяться.

    К тому же указанные положения Порядка могут быть признаны недействующими как противоречащие вышестоящим законодательным актам лицами, чьи права нарушены данными нормами, путём оспаривания их в Верховном Суде РФ в порядке, предусмотренном гл. 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.

    Нормативные правовые акты

    1. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

    2. Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утверждённое

    постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219.

    3. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма

    забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод

    и (или) дренажных вод, их качества, утверждённый приказом Минприроды России

    от 08.07.2009 № 205.

    4. Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской

    5. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской

    Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12.02.1999

    6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

    7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

    Расходомер ЭХО-Р-02-опыт применения на практике для организации учета сточных вод

    Виды приборов учёта сточных вод

    Счётчики, устанавливаемые на узел учёта сточных вод, классифицируют зависимо от технических характеристик и способа работы:

    • ультразвуковые;
    • электромагнитные;
    • рычажно-маятниковые.
    Читайте так же:  Как оформить долю в квартире по наследству

    Оборудование стационарное, а точность измерений обусловлена способом действия. Каждый из расходомеров эксплуатируют в условиях, обозначенных технической документацией. Перед покупкой счётчика, надо определить место монтажа, изучить территорию. Выяснить, возможна ли установка расходомера, поскольку некоторые объекты могут быть недоступны для монтажа.

    Ультразвуковые

    Универсальные приборы, устанавливаемые на трубопроводах любого диаметра (до 9 метров) и геометрии. Не требуют дополнительных сооружений, оборудования. Ультразвуковые счётчики предназначены для измерений в открытой канаве, безнапорной трубе, автономной канализации, самотёчном трубопроводе, очистных сооружениях промышленного масштаба.

    Среди достоинств выделяют:

    • разный тип питания (аккумулятор, электросеть);
    • большой объём памяти;
    • универсальность;
    • долговечность;
    • точность результатов;
    • работа при любом направлении потока.

    Ультразвуковое оборудование имеет недостатки:

    • сложность в обслуживании;
    • быстрое загрязнение, требующее регулярной очистки.

    Электромагнитные

    Действие основано на магнитной индукции. Оборудование простое в применении и высокоточное.

    Счётчики канализационных стоков электромагнитные, как и любые приборы контроля сброшенных отходов, имеют преимущества, и изъяны. Среди достоинств отмечают:

    • работа в напорной и безнапорной канализации;
    • подсчёт неочищенных отходов;
    • простота установки и обслуживания;
    • устойчивость к вибрациям.

    Недостатки у оборудования такие:

    • подсчёт только стоков, проводящих электрический ток;
    • нарушение работы, вызванные электромагнитными помехами;
    • погрешность измерений до двух процентов.

    Рычажно-маятниковые

    Простое устройство, состоящее из рычагов, поплавка, блока защиты блока питания, поворотной лопасти, оси подвески и датчиков. Использовать можно только в безнапорном трубопроводе или открытом канале.

    Преимущество расходомера перед рассмотренными выше – высокая точность показаний, независимо от степени загрязнения отходов. Оборудование не подвержено влиянию внешних факторов (вибрация, магнитное поле, направление потока).

    Учёт нечистот промышленными, природоохранными предприятиями и водоканалом только начинает проводиться, несмотря на то, что процесс закреплён законодательно. Недостаточно разработанная система контроля за сбросами жидких отходов не мешает организациям, установившим приборы учёта, экономить ресурсы, избегать ненужных затрат.

    Получить данные с расходомера сточных вод LT-US можно двумя способами

    2. Для сбора и анализа данных через GSM-сеть может использоваться следующее программное обеспечение:

    • ВоCток.Web — облачный сервис, который находится на сервере ООО «Аква-тэк СП», все данные передаются в него, пользователь имеет доступ через веб-интерфейс. Интерфейс сервиса-программы на русском языке. В ВоCток.Web реализована возможность сформировать и отправить на печать журнал учета водоотведения по форме ПОД-11 за выбранный период для сдачи ее в ресурсоснабжающую организацию. Стоимость использования: 10 000 руб./год. за 1 прибор. Для ознакомления с интерфейсом сервиса и видом отображаемой информации с тестового расходомера в режиме Демо-доступа необходимо направить соответствующий запрос на электронную почту [email protected] В ответ придет ссылка на ресурс, логин и пароль.

    PCWin2 (условно-бесплатная программа) — используется для приема данных с 1-5 расходомеров, имеется ограничение по времени работы за один сеанс. Возможна покупка ключа лицензии, стоимость зависит от рабочих мест и планируемых приборов. Интерфейс программы на англ. языке.

    OPC server компании производителя LT-US (LACROIX Sofrel, Франция) — лицензионная программа для передачи данных в SCADA-систему клиента. Стоимость зависит от рабочих мест и планируемых приборов. Способна работать с 1 расходомером без ограничений.

    Почему необходим коммерческий учёт сточных вод

    Стоки не энергоресурсы, но измерение обеспечивает рациональное использование воды на промышленном объекте. Руководство предприятий, обладая информацией о количестве сливаемых в канализацию отходов, уменьшает их объём или использует повторно (уборка территории, охлаждение).

    Правила коммерческого учёта воды и сточных вод устанавливают перечень ресурсов, объём которых подлежит контролю:

    • вода, поданная поставщиком за отмеченный период согласно договору водоснабжения;
    • жидкость, транспортирующаяся предприятием, эксплуатирующим трубы;
    • стоки, транспортирующиеся предприятием, эксплуатирующим коммуникациями;
    • нечистоты, поступающие от пользователей коммунальных услуг;
    • жидкость, прошедшая водоподготовку;
    • очищенные нечистоты.

    В Постановлении Правительства РФ №776 от 4.09.2013г. «Об утверждении правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод» обозначены принципы установки измерительных приборов для контроля слива жидких отходов. Указаны типы используемых установок, методы измерений и правила сверки показаний.

    Классификация расходомеров

    Отведение сточных вод осуществляется либо по напорным сетям канализации, либо по безнапорным. В последнем случае жидкости движутся самотеком по трубам, установленным с уклоном. Учет сточных вод в напорном трубопроводе не вызывает трудностей и позволяет использовать счетчики любых типов. В канализационных трубах без напора измерение сточных вод проходит труднее, так как движение потока здесь медленнее и подчиняется силе гравитации.

    По принципу действия счетчики делятся на:

    • измеряющие только уровень воды;
    • измеряющие уровень и скорость сточных вод.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    По типу устройства расходомеры бывают:

    Источники


    1. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.

    2. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

    3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
    4. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.
    Правила организации коммерческого учета воды сточных вод
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here