Основные направления деятельности органов прокуратуры

Сегодня предлагаем ознакомиться со статьей: "Основные направления деятельности органов прокуратуры". В статье собрана полная тематическая информация и вы получите ответы на большинство возможных вопросов. Если интересуют нюансы, то вы всегда можете обратиться к дежурному юристу.

Основные функции и направления деятельности прокуратуры РФ

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

основные направления деятельности органов прокуратуры

Цели, стоящие перед органами прокуратуры.

Цели деятельности органов прокуратуры – это результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры. Они определяются статусом прокуратуры в государственном механизме России и её предназначением.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» целями деятельности органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий являются:

· обеспечение верховенства закона

· обеспечение единства и укрепления законности

· защита прав и законных интересов граждан, а также интересов общества и государства.

Основные направления деятельности органов прокуратуры можно разделить на 2 группы: надзорные направления и ненадзорные направления.

Электронная библиотека

Направления деятельности прокуратуры – основные на­правления, в соответствии с которыми органы прокуратуры осуществляют свои полномочия.

Основными направлениями деятельности прокуратуры яв­ляются:

1) осуществление прокурорского надзора;

2) осуществление уголовного преследования;

3) участие в рассмотрении дел судами;

1) координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

2) международное сотрудничество;

3) участие в правотворческой деятельности

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени государ­ства деятельность специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации путем своевременного при­нятия мер:

· к выявлению и своевременному устранению любых на­рушений закона, причин и условий, способствующих им;

· к восстановлению нарушений законности;

· к привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Цель прокурорского надзора – обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ, прав органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления, уч­реждений и организаций, общественных и политических орга­низаций и учреждений.

Выделяют четыре основные отрасли прокурорского над­зора:

1) надзор за исполнением законов органами власти, органами местного самоуправления, руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций (общий надзор);

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, органами местного самоуправле­ния, руководителями коммерческих и некоммерческих органи­заций;

3) надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказание, и за назначаемыми судом мерами принудительного характера, ме­стами содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законов органами власти, органами местного самоуправления, руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций (общий надзор) является важнейшей отраслью прокурорского надзора. Об­щий надзор прокурора заключается в надзоре за законностью актов, издаваемых органами государственного управления, должностными лицами, общественными организациями, и надзоре за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами и гражданами.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государствен­ные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную дея­тельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина делится на следующие составляющие:

· соблюдение прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, государственными комите­тами, службами и иными федеральными органами ис­полнительной власти, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за законностью правовых актов, регламентиру­ющих права и свободы человека и гражданина;

· надзор в сфере экономики и экологической безопасности;

· предупреждение преступных проявлений.

Предметом надзора за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дозна­ние и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод че­ловека и гражданина, установленного порядка разрешения за­явлений и сообщений о совершенных и готовящихся пре­ступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, при­нимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Читайте так же:  Через сколько приходит повестка в суд на развод

Предметом надзора за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих наказание, и за назначаемыми судом мерами принудительного характера, ме­стами содержания задержанных и заключенных под стражу, является:

· законность нахождения лиц в местах содержания задер­жанных (изоляторах временного содержания) и предва­рительного заключения (следственных изоляторах);

· законность нахождения лиц в исправительных учрежде­ниях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, испол­няющих решения о принудительных мерах воспитатель­ного и медицинского характера;

· соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;

· соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

· соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеуказанных лиц;

· законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Уголовное преследование осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами свя­зано с тем, что судебные органы, как и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел решают сходные задачи: способствуют вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Всей своей деятельностью в суде прокурор способствует выполнению этих задач, но осуществляет он это в соответствии с принципом состязательности особыми методами.

Прокурор в соответствии с процессуальным законодатель­ством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или госу­дарства.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмот­рении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

В уголовном процессе прокурор выступает в суде в каче­стве государственного обвинителя.

[3]

Для координации работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью органы прокуратуры совместно с дру­гими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Особое внимание обращается прокуратурой на борьбу с организованной преступностью. В этих целях прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия.

Международное сотрудничество стало возмож­ным в связи с необходимостью сотрудничества прокуратуры РФ с правоохранительными и иными компетентными органа­ми других государств, международными организациями, в целях повышения эффективности,

совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о пра­вовой помощи в борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека.

Участие прокуратуры в правотворческой деятельности заключается в том, что Генеральный прокурор РФ имеет воз­можность входить в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры имеют право входить с законодательной ини­циативой в законодательные органы субъектов РФ и др.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию — надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Читайте так же:  Материнский капитал на получение образования ребенком

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Его основным содержанием является полномочие проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и требовать от этих органов устранения допущенных ими нарушений. Прокурор полномочен давать органу дознания письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, изымать любое уголовное дело у органа дознания и предварительного следствия, а также передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому. Только прокурор утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) по уголовному делу, а в ходе судебного производства по нему поддерживает государственное обвинение.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации. Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России. В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как «координатора координаторов». Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения. С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Видео (кликните для воспроизведения).

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с «особым» статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Читайте так же:  Размер компенсации при увольнении генерального директора

Помимо функций используется и такое понятие, как «основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)». Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды. В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона «О противодействии коррупции»), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране. Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

[1]

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ – ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

соискатель, кафедра правосудие ПГУ,

TERMS DISTINCTION – FUNCTIONS AND PRINCIPLE DIRECTIONS OF PUBLIC PROSECUTION SERVICE’S ACTIVITY

Rinat Ablyaskin

degree-seeking student, Justice Chair of Penza State University,

АННОТАЦИЯ

В юридической литературе устоялось всеобщее мнение, что функции, есть ключевая правовая категория, которая призвана раскрывать и уточнять роль, структуру и осуществляемые государственным органом полномочия и их пределы, в том числе и функции прокуратуры. Сам термин «функция» является производным от латинского слова «functiо», который при переводе на русский означает совершение или выполнение действий, правомочие, круг выполняемых полномочий.

ABSTRACT

In the legal literature there is a general point of view that functions are a key legal category which is designed to disclose and clarify the role, structure and powers of the public authority and their limits, including functions of the public prosecution service. The term «function» is derived from Latin word «functio» which means the commission or performance of actions, authority, the range of powers performed at translation into Russian.

Ключевые слова: Основные направления деятельности прокуратуры; прокуратура; прокурорский надзор; функция прокуратуры.

Keywords: principle directions of public prosecution service’s activity; public prosecution service; prosecutor’s supervision; function of public prosecution.

В Российской Федерации не утихают споры между различными правоведами теоретиками и практиками относительно функций прокуратуры. В этой связи необходимо рассмотреть эти вопросы.

В действующей редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о функциях, возложенных на прокуратуру, указывается, что органы прокуратуры выполняют надзор за соблю­дением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации, при этом указывается, что органы прокуратуры выполняют и иные функции, закрепленные федеральным законодательством [7].

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Стоит отметить, что в ст. 3 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подчеркивается, что на органы прокуратуры не может быть возложено выполнение функций непредусмотренных федеральными законами [7].

Тем не менее, ни один из действующих законов не содержит исчерпывающего определения и всего перечня осуществляемых функций прокуратуры.

Если обратится к юридической литературе, относительно понятия функций прокуратуры имеются различные суждения, однако большее количество авторов сходятся в следующем. Под функциями прокуратуры следует понимать конкретный вид её деятельности, который предусмотрен федеральным законодательством и обуслов­ленный основным назначением прокурорского органа, что выражается в её задачах, характеризующийся определенным предметом ведения, направленностью на решение определенных задач и использованием присущих этому виду деятельности полномочий и средств.

По убеждению автора, определение является достаточно точным, однако существует распространенность мнения о том, что функции прокуратуры тождественны её основным направлениям деятельности, хоть эти понятия и тесно связаны между собой и нельзя их прямо противопоставить друг другу, но и знак равенства ставить между ними не стоит.

На законодательном уровне четко разграничить между собой эти понятия не удалось. Например, в законе СССР от 30 ноября 1979 года «О прокуратуре СССР» в ст. 3, которая именовалась «Основные направления деятельности прокуратуры», перечислялись не только основные направления деятельности, но и функции возложенные на прокуратуру того времени [3]. В Федеральном законе от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в ст. 2, которая именовалась «Цели и направления прокурорской деятельности» фактически перечислялись функции прокуратуры [5]. После внесения изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 года из текста были вовсе исключены основные направления деятельности прокуратуры [6].

С определенной долей условности можно отметить, что под функциями следует рассматривать виды (иными словами – разно­видности, участки) деятельности, совокупность которых составляет содержание деятельности в целом, тогда как основные направления деятельности обусловлены определенными приоритетами, преобла­дающим характером деятельности, устремленностью к чему-либо [4].

Рассматривая деятельность осуществляемую аппаратом органов прокуратуры в виде некого правового поля, на которое проецируются регулируемые законодательно-закрепленные нормы, деятельность прокуратуры можно обозначить, как самостоятельные виды деятельности линейного характера. Каждый из видов деятельности, находит свое отражение в определенной функции, осуществляемой органом прокуратуры. Правильно выбранные основные направления деятельности, обеспечивают не только полную реализацию функций, но и качество получаемых результатов, позволяют, грамотно расставив приоритеты направить усилия на решение самых важных и насущных проблем [1].

Органы прокуратуры не должны и не могут подменять собой другие государственные структуры направление на достижение законности, а должны с одинаковой интенсивностью проводить надзор за исполнением всех действующих в стране законов, которые затра­гивают все сферы правовых отношений. В этом обычно и нет острой необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в главной степени зависит состояние правопорядка в государстве в целом, а также в отдельных субъектах, городах, районах. Такие приоритеты в деятельности прокуратуры называются основными направлениями. Основные направления деятель­ности реализуются с помощью всего комплекса функций осуществляемых органами прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке и их содержание может изменяться в различные временные периоды.

Читайте так же:  Может ли работающий инвалид требовать дополнительных три дня к отпуску

Таким образом, основные направления деятельности, в отличие от функций прокуратуры, являются менее постоянными значениями, поскольку могут изменяться с учетом складывающейся обстановки и потребностей жизнедеятельности общества. Более того, если функции прокуратуры устанавливаются только федеральными законами и являются едиными по всей стране, то многие основные направления деятельности прокуратуры находят отражения в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ, могут являться актуальными как для всей страны, так и лишь для отдельных регионов.

В настоящее время к одним из основных направлений деятельности прокуратуры можно отнести противодействие коррупции, терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и незаконной игорной деятельности; защиту прав работников на получение заработной платы, а также прав участников долевого строительства жилья, инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны и др.

Совокупность функций обусловливает содержание той деятельности, ради выполнения которой существование и сохранение прокуратуры признается необходимым и социально оправданным. Они же наиболее последовательно и полно определяют место прокуратуры в системе государственных органов [2].

При этом важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций, причем такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка.

[2]

В силу того, что обязательным признаком функций прокуратуры является установление их федеральным законом, перечень функций должен быть исчерпывающим. Вместе с тем в законодательстве такой перечень четко не обозначен, а вопрос определения видов и коли­чества функций прокуратуры продолжает оставаться дискуссионным.

Прокуратура в рамках своих полномочий и компетенции осуществляет надзорные и иные функции.

Прокурорский надзор являет собой урегулированный правовыми нормами, специальный вид государственной деятельности, который осуществляется от имени Российской Федерации специальным уполномоченным на то органом – Прокуратурой Российской Федерации. В процессе осуществления надзорной функции прокуратура действует в строгом регламенте с основным законом и иными системообразующими законами, непосредственно регулирующими работу надзорного органа, работа по осуществлению прокурорского надзора направлена на проверку соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, органами прокуратуры принимаются активные меры по предотвращению, пресечению и устранению нарушений законодательства, а так же привлечению лиц нарушивших закон к соответствующей деянию ответственности.

К ненадзорным функциям прокуратуры, упоминаемых в настоящее время большинством авторов-правоведов следует отнести такие как:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • уголовное преследование;
  • участие в рассмотрении дел судами;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • международное сотрудничество.

Функции и направления деятельности органов прокуратуры

1. Функция — это ключевая правовая категория, которая раскрывает и объясняет содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит указание на функции в ряде норм. Определяя понятие прокуратуры, Закон (ст. 1) раскрывает его через основную функцию- надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но при этом подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установ­ленные федеральными законами. В Законе о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры (п. 2 ст. 1).

Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением зако­нов. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляет­ся деятельность прокуратуры (исполнительно-распорядительная деятель­ность органов управления; деятельность органов предварительного следст­вия; действия органов исполнения судебных решений и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. В их числе:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ве­домствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издавае­мых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федераль­ными министерствами и ведомствами, представительными (законодатель­ными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, орга­нами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оператив­но-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учрежде­ний, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры

Глава 18. Прокуратура Российской Федерации

принудительного характера, администрациями мест содержания задержан­ных и заключенных под стражу.

В сфере рассмотрения дел судами прокурор участвует во всех судебных инстанциях. Законом выделена задача вносить представления на противо­речащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Следует подчеркнуть, что прокуроры осуществляют надзор не за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.

Самостоятельная функция прокуратуры — уголовное преследование за совершение преступлений. Она заключается в полномочии прокурора воз­будить уголовное дело о любом преступлении, поручить производство расследования соответствующему следователю, органу дознания либо при­нять расследование по делу о любом преступлении к своему производству, выступать государственным обвинителем по уголовным делам в судах.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Надзор за исполнением законов — сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. Для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства. При этом акты прокурорского реагирования носят информационный характер. Когда, например, прокурор опротестовывает незаконный, по его мнению, правовой акт органа управ­ления, он лишь требует от этого органа или иной властной структуры, на­пример, вышестоящей инстанции, принять решение по существу. Однако решение по протесту или представлению прокурора об устранении нару­шений закона принимает либо орган управления, либо суд. В сфере осуще­ствления дознания и предварительного следствия, а также исполнения на­казаний полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер.

Читайте так же:  Судебный приказ о взыскании неосновательного обогащения

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъек­тов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответствен­ности.

Каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоя­тельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специ­фику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере право­вых отношений (ст. 21, 26, 29, 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, опре­деляются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Раздел V. Прокуратура Российской Федерации

Глава 18. Прокуратура Российской Федерации

Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных подфункций имеют во многом общие по форме правовые средства: требование, про­тест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, админи­стративной, дисциплинарной) получают конкретизированные форму и содержание.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действую­щих на ее территории законов. Однако это не означает, что органы проку­ратуры не связаны с осуществлением надзора за исполнением нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Многие феде­ральные законы сформулированы таким образом (бланкетно, отсылочно), что механизм их исполнения формируется посредством применения этих нормативных актов.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением действую­щих на территории Российской Федерации конституций республик, уста­вов (основных законов) иных субъектов Федерации, а также законов субъ­ектов Российской Федерации по вопросам их ведения.

Общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой системы. Если международ­ным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ). Поэтому прокурор осуществляет надзор за исполнением норм вступивших в установленном порядке в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Уголовное преследование представляет собой процессуальную дея­тельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличе­ния подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК РФ). Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства (п. 1 ст. 37 УПК РФ). Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими пра­воохранительными органами, наделенными функцией расследования пре­ступлений путем предварительного следствия и (или) дознания.

Каждая государственно-правовая структура (в том числе прокуратура), наделенная функцией предварительного расследования преступлений и имеющая для этого соответствующий аппарат (МВД, Государственный таможенный комитет, налоговая полиция, Федеральная служба безопасно­сти и др.), осуществляет расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законом.

Особенности полномочий прокуроров в этой сфере деятельности прояв­ляются в том, что прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом пре-

ступлении, принять к своему производству или поручить его расследование следователю, дознавателю или нижестоящему прокурору (ст. 37 УПК РФ). Основанием для принятия указанных решений могут быть: учет состояния , законности при расследовании преступлений; уровень квалификации соот­ветствующих работников правоохранительных органов и их кадрового обеспечения в целом; иные обстоятельства.

4. Участие в правотворческой деятельности. На различных этапах го-I сударственного строительства органы прокуратуры осуществляли функцию ! участия в правотворческой деятельности в различных формах. Конститу­ция РФ 1993 г. не предусмотрела у Генерального прокурора права законо­дательной инициативы, которой он наделялся (ранее действовавшими кон-! ституциями) в течение длительного времени. Статья 9 Федерального закона , «О прокуратуре Российской Федерации» отчасти компенсирует отсутствие [ такого права. Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры . вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законода- тельной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предло­жения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и 1 иных правовых актов.

Обращения Генерального прокурора РФ с соответствующими предло-кениями по поводу законодательства рассматриваются в обычном порядке. Эдобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение Генераль­ного прокурора РФ, доработанное либо в неизменном виде, вносится в законодательный орган самим субъектом законодательной инициативы уже от своего имени.

Конституциями (уставами) ряда субъектов Российской Федерации про-•курорам предоставляется право законодательной инициативы в соответст­вующем законодательном (представительном) органе власти. Так, уставами «основными законами) Новгородской области (ст. 30), Иркутской области |(ст. 27), Свердловской области (ст. 66) и других субъектов Российской (федерации соответствующий прокурор наделен правом законодательной |инициативы.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают (информацию о соответствии действующих законов потребностям правово-|го регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных [дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование за­конам или отдельным их нормам, реализуют ее, давая предложения о пра­вовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, |при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Координацию и согласование усилий органов прокуратуры в процессе •осуществления работы по участию в правотворческой деятельности осуще­ствляют управление правового обеспечения Генераль­ной прокуратуры РФ и соответствующие структуры прокуратур [субъектов Федерации.

Раздел V. Прокуратура Российской Федерации

Глава 18. Прокуратура Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.

  2. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.

  3. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.
  4. Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
  5. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.
Основные направления деятельности органов прокуратуры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here